ГИТАРА – струнный щипковый инструмент. Состоит из корпуса с глубокими выемками по бокам и плоскими деками (верхняя из которых имеет круглое резонаторное отверстие), из шейки с грифом, снабжённым металлическими ладами, и головки с колками. Струны применялись вначале жильные, позже металлические и нейлоновые. Гитара позволяет извлекать как отдельные звуки, так и аккорды. Происхождение гитары точно не установлено. В 13 веке она была уже широко известна в Испании, где стала народным инструментом, применяясь для сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев (например, Фламенко). Первоначально гитара имела 4 двойные струны («хора»), в 17 веке – 5 двойных струн. В это время она получила распространение в Италии и других европейских странах, а также в Америке; в некоторых странах возникли и особые разновидности гитар, например в Италии – гитара баттенте (chitarra battente) – инструмент с округлым корпусом, на котором играли плектром. Особую популярность в Европе гитара приобрела с середины 18 века. К этому времени вместо 5 двойных начали применять 6 одинарных струн, установился строй гитары. Хотя попытки усовершенствовать гитару делались и в дальнейшем, общепризнанной стала шестиструнная гитара с настройкой по квартам и терцовым расстоянием между двумя группами струн (Е, A, d, g, h, e1). В России, отчасти и в Польше, получила распространение семиструнная гитара квартово-терцового строя (D, G, H, d, g, h, d1) (т. н. русская гитара). Изготовлялись и гитары с большим количеством струн, но в основе их конструкции была шестиструнная или семиструнная гитара. (добавлялись 3-4 басовые струны, располагавшиеся вне основного грифа). Изредка, в основном в ансамблях, применяются гитары небольшого размера, настраивающиеся на малую терцию, кварту и квинту выше обычной. На гитаре играют сидя, опирая вырез корпуса о левое колено, а также стоя, поддерживая её на перевязи. Звук извлекается щипком мякоти пальцев либо с помощью ногтя; применяется и смешанный способ звукоизвлечения, а также удар. Ноты для гитары пишутся в скрипичном ключе, октавой выше их действительного звучания. Исполнение на гитаре отличается обилием приёмов звукоизвлечения, с помощью которых выявляются богатые красочные возможности инструмента.
Звук гитары не обладает большой силой. Он хорошо сочетается с человеческим голосом и со звучанием других струнных и духовых инструментов, что обусловило применение гитары для аккомпанемента пению и в камерных ансамблях. Гитара используется и для сольной игры. Во многих странах гитара стала подлинно народным инструментом. Уже в 17-18 вв. выдвинулся ряд гитаристов-виртуозов (X. К. Амат, Г. Санц в Испании, Ф. Корбетта в Италии, Р. Визе во Франции и др.). Особый подъём гитарное искусство пережило в первые десятилетия 19 в., когда было создано много сольных и ансамблевых произведений для гитары; сочинения, в инструментальный состав которых входит гитара, написали К. М. Вебер, Н. Паганини, Г. Берлиоз. Выдающиеся гитаристы-композиторы этого времени – М. Джулиани, Ф. Карулли (Италия), Ф. Сор (родился в Испании, жил также в России и Франции), Д. Агуадо (Испания). В России гитара широко применялась для аккомпанемента в цыганских хорах и при исполнении бытовых романсов; в числе выдающихся русских гитаристов и авторов произведений для 7-струнной гитары – А. О. Сихра, М. Т. Высоцкий, С. Н. Аксёнов, В. И. Морков и др. Новый расцвет гитарного искусства начался в 20-е гг. 20 века, когда испанский гитарист Ф. Таррега утвердил значение гитары как сольного инструмента. Произведения для крупнейшего современного гитариста А. Сеговии создали многие выдающиеся композиторы Западной Европы (М. де Фалья, М. Торроба, X. Родриго, А. Тансман, М. Кастельнуово-Тедеско и др.), Аргентины, Бразилии и других стран Южной Америки (Э. Вила Лобос, М. Понсе и др.). Ученики и последователи Тарреги (В. Э. Пухоль, М. Льобет, М. Л. Анидо) упрочили значение его школы, многие ученики Сеговии (Д. Вильямс, А. Диас, И. Иовичич и др.) успешно выступают с сольными концертами в различных странах. Наиболее известные советские гитаристы – А. М. Иванов-Крамской и Л. Ф. Андронов, исполнители на 6-струнной гитаре.
Преподавание игры на гитаре ведётся в консерваториях и других учебных заведениях России и зарубежных стран. Существуют многочисленные школы и самоучители для гитары. Во многих странах имеются объединения гитаристов, выпускающие бюллетени, устраивающие концерты и конкурсы гитаристов, выставки гитар. В Москве с 1960 существует творческое объединение московских гитаристов.
В музыкальной практике 20 века нашла применение также т.н. гавайская гитара с металлическими струнами. На ней играют плектром или особыми пальцевыми наконечниками, держа инструмент плашмя на коленях и прижимая струны к грифу металлической пластинкой. В исполнении на гавайской гитаре широко используются вибрации и глиссандо. Основное применение она нашла в эстрадных оркестрах. С появлением джаз-оркестров стала использоваться оркестровая или джаз-гитара. Корпус её, часто металлический, с «эфами», как у скрипки, снабжён щитком, предохраняющим деку от ударов плектром, которым при игре защипывают металлические струны. Джаз-гитара – главным образом ритмический аккомпанирующий инструмент, однако иногда применяется и как сольный. При игре на гавайской и джаз-гитаре нередко пользуются электроусилителем.
Ребята, до кого числа скидки?
И много ли гитар с 50% скидкой?
Можно ли заказать через интернет?
Дмитрий, на этом сайте не продаются музыкальные инструменты. Возможно, Вы видели рекламный баннер.
Замечательные статьи. Можно ли их использовать на сайте по продаже музыкальных инструментов tebe-mne.ru ?
Сергей, конечно, можете. С обратной ссылкой на этот сайт:)
Большое спасибо!
Обязательно с сылками.