ЛЮТНЯ – струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет выпуклый овальный корпус (склеенный из отдельных сегментов), короткую широкую шейку с отогнутой назад под прямым углом головкой. Верхняя дека плоская, с большим круглым резонаторным отверстием, в которое обычно вставлена ажурная розетка из дерева или папье-маше. Струны жильные, крепятся внизу к приклеенной на деке подставке, вверху наматываются на поперечные колки, вставленные в головку. Количество струн (в разное время и у разных экземпляров) – 6-16; 1-я струна одинарная, остальные – парные (иногда число струн доходило до 24). Наибольшим распространением пользовались 6-8-струнные лютни. В основе настройки – квартово-терцовые соотношения (обычно терция в середине и кварты по краям), менявшиеся в зависимости от исполняемого произведения. До начала 16 века лютни обычно не имели ладов или их было не более 4. Затем число ладов (делались навязными из жильных струн) увеличилось до 11. Во время исполнения лютню держали, оперев корпус о колени и слегка приподняв шейку вверх. Звук извлекали, защипывая струны пальцами, иногда плектром. По характеру звучания лютня близка к гитаре.
Лютня ведёт своё происхождение от уда – одного из древнейших и главных струнных инструментов арабо-иранской музыкальной культуры, сведения о котором восходят к 3-7 вв. В конце средних веков уд был занесён маврами и сарацинами в Испанию и Сицилию, откуда в 14 в. под назв. лютня и с некоторыми изменениями в конструкции распространился в странах Западной, а позднее и Восточной Европы, включая Польшу, Украину и отчасти Россию (с нач. 18 века – главным образом среди петербургского придворного круга).
В эпоху Возрождения лютня приобрела господствующее положение как в профессиональном, так и любительском исполнительстве. На ней играли соло, вводили её в состав различных ансамблей и оркестров, аккомпанировали собственному пению, солистам, хору. Об исключительной популярности лютни свидетельствуют многочисленные картины, рисунки и гравюры, на которых художники изображали лютнистов и лютнисток с инструментами в руках. Наивысшего расцвета искусство игры на лютне достигло в 16-17 вв.
Ко 2-й половине 18 века лютня была вытеснена гитарой и струнными клавишными инструментами (клавикорд, клавесин, позднее – фортепьяно). В 19 веке интерес к лютне и лютневой музыке возник вновь. Однако лютня этого времени ничем, кроме формы резонаторного корпуса, не отличалась от гитары (имела прямую головку, более узкую шейку с врезанными металлическими ладами, 6 одинарных струн и квартовый строй). Сохранила своё значение лишь в странах Востока. Бытует в Армении под арабским названием «уд».
Для лютни была создана обширная музыкальная литература. Часто авторы произведений были одновременно и исполнителями. Среди наиболее крупных композиторов-лютнистов 16-18 вв.: итальянцы Фр. Спиначчино, Франческо да Милано, В. Галилеи, француз Д. Готье, англичанин Дж. Дауленд, немцы Г. Нёйзидлер и С. Вайс, поляки В. А. Длугорай и Б. Пенкель, украинец по происхождению, петербургский придворный музыкант Т. Белоградский. Лютню использовали в своих сочинениях А. Вивальди, Г. Гендель, Й. Гайдн (сам хорошо игравший на лютне) и др.
Музыка для лютни записывалась при помощи табулатуры. В 16 в. были созданы разновидности лютни – более высокая по строю, дискантовая пандурина и низкие, басовые – теорба и китаррон (архилютня). В 16-18 вв. работали выдающиеся мастера по изготовлению лютен – П. Габбони, И. Вайс, И. Тильке, И. Гофман и др.