Музыкальные инструменты

ВИОЛЬ Д’АМУР

ВИОЛЬ Д’АМУР, виола д’аморе, либесгайге, – смычковый инструмент виольного семейства (см. Виолы). Появился около 2-й половины 17 века; первое упоминание о виоль д’амуре относится к 1679 году (Evelin, Memoirs, v. 1, p. 514). Корпус той же величины, что у большого альта, с более высокими обечайками и очертаниями, типичными для виол, головка инструмента – длинная, фигурная, с большим количеством колков. Имеет 5-7, чаще 6-7 жильных игровых струн и столько же или более (до 14) резонансовых металлических, протянутых под подставкой. Строй исполнитель мог менять по своему усмотрению. Чаще всего виоль д’амуры настраивалась по звукам мажорного или минорного трезвучия в зависимости от тональности исполняемого произведения.

Звук виоль д’амура нежного, мягкого, серебристого тембра. В отличие от виолы и других её разновидностей, виоль д’амур держат как скрипку – на плече. Расцвет искусства сольной и ансамблевой игры на виоль д’амуре относится к 18 веку (во Франции и Германии – ко 2-й половине 18 века). В этот период создаётся обширная литература для виоль д’амур: сонаты А. Ариости, концерты А. Вивальди, сонаты и концерты К. Стамица (последний был выдающимся виртуозом на виоль д’амуре). Для виоль д’амура писали также И. С. Бах, Г. И. Ф. Бибер, И. X. Граупнер, И. И. Кванц, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Руст и др.

К концу 18 века популярность виоль д’амура резко падает. Интерес к виоль д’амуру возрождается в 19 веке, что связано с успешными выступлениями в качестве исполнителя на виоль д’амуре французского альтиста К. Урана. Под влиянием его игры Дж. Мейербер применил виоль д’амур как солирующий инструмент для музыкально-поэтической характеристики драматического действия в опере «Гугеноты» (1836, романс Рауля). Вслед за Мейербером многие композиторы в своих оперных и оркестровых сочинениях использовали виоль д’амур: Ш. М. Лёфлер (драматическая поэма для виоль д’амура и оркестра «Смерть Тентажиля», 1897), Г. Шарпантье («Луиза», 1900), Ж. Массне («Жонглёр Нотр-Дам», 1902), Дж. Пуччини («Мадам Баттерфлай», 1904) и др.

Виоль д’амур изредка встречается в современной концертной практике. Выдающимися исполнителями на виоль д’амуре были французский альтист А. Г. Казадезюс и советский альтист В. В. Борисовский. Среди композиторов 19-20 вв., писавших для виоль д’амура: Н. Я. Афанасьев (сюита для В. да. и фп.), П. Хиндемит (соната ор. 25 No 2 и концерт ор. 46 No 1), Ф. Мартен (церковная соната для виоль д’амура и органа). Имеются многочисленные школы игры на виоль д’амуре – от созданных ещё в 18 веке (Л. Т. Миландра, 1771) и до современных (К. Штумпфа, 1961).

Категория "Струнные инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024