Музыкальные инструменты

КЛАРНЕТ

КЛАРНЕТ - музыкальный инструмент семейства деревянных духовых. Произошёл от старинной свирели. В современной практике распространены французские кларнеты системы Ж. Бёма и немецкие кларнеты системы В. Геккеля. Кроме того, фирма Вурлитцер в Вестфалии производит комбинированную конструкцию кларнета образца «Шмидт» (в ней сочетаются оба типа кларнетов).

Современный кларнет состоит из 5 частей: верхняя часть – клювообразный мундштук, к которому крепится одинарная трость, или язычок (камышовая пластинка, срезанная на нет в верхней части); затем идут короткая часть, называемая бочонком, две части, составляющие основной ствол кларнета (где размещены все отверстия и клапаны), и раструб воронкообразной формы. Кларнет имеет примерно 20 клапанов и 7 отверстий, снабжённых т.н. очками (кольца, прикрывающие отверстия и соединённые со специальными корректирующими клапанами). Кларнеты изготовляют из древесины гренадиллового или эбенового (чёрного) дерева и из пластмассы. Длина канала кларнета – 590-680 мм.
Исполнитель легко прикладывает к нижней губе и зубам верхнюю часть мундштука, под давлением вдуваемого воздуха колеблется язычок – он смыкается и размыкается с мундштуком, под воздействием этих толчков происходит колебание воздушного столба в кларнете и возникает звук.
Кларнет при передувании даёт дуодециму (единственный в семействе деревянных духовых; остальные – октаву). Это обусловило более сложный клапанный механизм кларнета и соответственно технику игры (особенно в тональностях с большим количеством диезов и бемолей). Для облегчения игры изготовляются инструменты с разными строями. Наиболее употребительны кларнеты в строе си-бемоль (in В) и в строе ля (in A). Композиторы-классики пользовались кларнетами в строе до (in С), но из-за несовершенства инструмента композиторы-романтики предпочли ему кларнеты in В и in А; в 20 веке кларнет in С, обогащенный современным клапанным механизмом, вновь стал участником оркестров (его применил, например, Р. Штраус в опере «Кавалер роз»). Кларнет – транспонирующий инструмент: кларнет in В звучит на большую секунду, кларнет in A – на малую терцию ниже, чем нотируется. Для диезных тональностей предпочтительнее кларнет in А, для бемольных – кларнет in В. Разница в тембре между кларнетом in В и in А незначительна. Диапазон кларнета – 4 неполные октавы: е малой октавы – a3 (по написанию). Регистры кларнета (больше, чем у других деревянных духовых) отличаются друг от друга по характеру звучания. Низкий регистр – густой, сочный; средний – наделён блеском, яркостью (это чистые сопрановые звуки); высокий – резкий, крикливый, свистящий. Кларнет- один из немногих деревянных духовых инструментов, способный изменять силу звука (на нём можно достигнуть подлинного фортиссимо и нежнейшего пианиссимо).

Кларнет используется как сольный, ансамблевый и оркестровый (в симфонических и духовых оркестрах) инструмент. Обладает способностью идеально сливаться с другими инструментами. В оркестрах стал применяться с середине 18 века (впервые у Я. Стамица в «Симфонии с кларнетом и с контрабасами», 1755).

Разновидности кларнетов:

1) малый кларнет, или кларнет-пикколо, в строе ре и ми-бемоль (in D и in Es). Наиболее распространён малый кларнет in Es, транспонирующий на малую терцию вверх. Звук его яркий, но пронзительный, крикливый. Характерную звучность малого кларнета использовали Г. Берлиоз (последняя часть «Фантастической симфонии»), Р. Вагнер (сцена Заклинание огня в последнем действии «Валькирии»), Р. Штраус («Тиль Уленшпигель»), Д. Д. Шостакович (1-я часть 7-й симфонии) и мн. др. Изредка употребляются 2 малых кларнета (танцы из оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова). Малый кларнет – обязательный участник духовых оркестров смешанного типа;

2) альтовый или теноровый кларнет, в строе фа (in F). Известен под названием бассетгорн;

3) бас-кларнет (нем. Bassklarinette, франц. clarinette basse, итал. clarinetto basso). Изобретённый в 1772, бас-кларнет утвердился в оркестре только в 1836 после устранения механических недостатков (впервые использован в оперном оркестре). Существуют два вида бас-кларнета: узкий кларнет (немецкой системы Геккеля) и загнутый в виде курительной трубки (французской системы). Чаще изготовляют бас-кларнеты in В, транспонирующий на большую нону вниз (при написании партии в скрипичном ключе; иногда низкие ноты записываются в басовом ключе, при этом бас-кларнет транспонирует на большую секунду вниз). Реже встречается бас-кларнеты in A, in С. Длина бас-кларнеты in В – 102 см, тембр очень густой, несколько суровый. Выразительную звучность бас-кларнета использовали П. И. Чайковский («Пиковая дама») и мн. др. композиторы;

4) контрабасовый кларнет (нем. Kontrabassklarinette, франц. clarinette contrebasse, итал. clarinetto contrabasso). Изготовляется преимущественно в строе си-бемоль и ля (in В, in А). Звучит октавой ниже бас-кларнета, т. е. 2 октавами ниже кларнета. Предназначен для получения самых глубоких, низких звуков кларнетного тембра. Его применили в своих партитурах В. д’Энди (опера «Фервааль»), Р. Штраус (балет «Легенда об Иосифе») и др., но широкого распространения в композиторской практике инструмент не получил.

Категория "Духовые инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

booksonroulette was a pricing match played for four prizes with three digit prices.

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024