ТАМТАМ, тaм-тaм – ударный инструмент. С древнейших времён использовался в качестве ритуального инструмента в храмах стран юго-восточной Азии. Имеет форму плоского, несколько выпуклого в центре диска 600-1500 мм в диаметре (чаще около 1000 мм), 8-10 мм толщиной, иногда со слегка загнутыми краями. Изготовляется из специальных сплавов, в которые входят серебро, сурьма, медь и др.; благодаря многократной горячей проковке структура металла многослойна. При игре тамтам из-за его значительной тяжести подвешивают к стойке или прочной раме (станку); звук извлекают ударами (по краю или в центр тамтама) большой колотушки с шаровидным войлочным или другим наконечником (от материала которого зависит окраска звука). Тамтам издаёт неопределённой высоты низкий, мощно рокочущий звук «колокольного» оттенка; он несколько нарастает после удара и медленно затухает. Партия тамтама нотируется на 1 линейке («нитке»). Звучание тамтама может быть различной мощности и оттенков окраски – от воздушно-лёгкого до мрачного, зловещего (симфонические поэмы «Что слышно на горе» Листа, 1856; «Смерть и просветление» Штрауса, 1889; 6-я симфония Чайковского, 1893). Проводя с нажимом по краю тамтама деревянными палочками от малого барабана или металлическими от треугольника, получают своеобразное скрежещущее подобие глиссандо; прикасаясь лёгкой палочкой к поверхности звучащего после удара тамтама, можно получить эффект тремоло.
Тамтам впервые введён в состав симфонического оркестра в последней четверти 18 века. («Траурный марш на смерть Мирабо» Ф. Ж. Госсека, 1791; опера «Ромео и Джульетта» Штейбельта, 1793). В русской оркестровой музыке тамтам впервые применил О. А. Козловский («Реквием» на смерть С. А. Понятовского, 1798; музыка к трагедии В. А. Озерова «Фингал», 1805). Звучность тамтам привлекала оперных композиторов периода романтизма, применявших его главным образом в изобразительных целях (Г. Спонтини, В. Беллини, Дж. Мейербер и др.). Со 2-й половины 19 века тамтам получил широкое распространение в симфонической музыке («Данте-симфония», 1857, симфонические поэмы Ф. Листа; симфония «Манфред», 1885, фантазия «Франческа да Римини», 1878, балеты и др. сочинения П. И. Чайковского; симфоническая картина «Садко», 1867, симфония «Антар», 1868, нов. ред. 1897, Н. А. Римского-Корсакова; 1-я симфония, 1888, Г. Малера; кантата «Весна», 1902, «Колокола», 1913, Симфонические танцы, 1940, С. В. Рахманинова).
В этнографической литературе тамтамом называют также деревянный африканский барабан.