Музыкальные инструменты

ТРЕУГОЛЬНИК

ТРЕУГОЛЬНИК - ударный инструмент высокой тесситуры. Представляет собой стальной прут диаметром около 8-10 мм; согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. Различают малый треугольник (длина основания – 150 мм), средний (200 мм) и большой (250 мм); малый треугольник звучит высоко и «тонко», большой – более низко и «сочно». При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке или подвешивает к пульту; ударяет по различным частям треугольника (для получения звука различной степени громкости и характера) специальной стальной палочкой без рукоятки (длиной 220 мм). Звук треугольников всех размеров без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться (при обозначении secco) прикосновением свободной руки; при коротких ударах звук глушится пальцами рук. Для получения piano и pianissimo ударяют тонкой палочкой (2,5 мм диаметром) по верхней части одной из боковых сторон, для forte и fortissimo толстой палочкой (диаметром 6 мм) – по его основанию, для tremolo или при быстром чередовании ударов – по обеим боковым сторонам, иногда 2 руками (2 палочками); проводя палочкой по внешней стороне, получают своеобразное glissando. Для получения определённых аффектов применяются треугольники и палочки различных размеров; мягкое, «тусклое» звучание достигается с помощью деревянных палочек (редко). Нотируется на одной линейке. Происхождение треугольника неизвестно, однако его изображения и описания в трудах С. Фирдунга, М. Преториуса и других музыкальных теоретиков свидетельствуют о том, что треугольник был распространён в 16-17 вв.; у Преториуса в «Sintagma musicum» (v. 2, Organografia, 1618) есть описание треугольника с нанизанными на его среднюю сторону колечками. Вначале треугольник применялся только в военной музыке; использование его в оркестре в 1-й половине 18 веке связано с «янычарской музыкой». Со 2-й половины 18 века треугольники стали появляться в партитурах крупнейших композиторов (в симфонии G-dur Гайдна, 1761). Широко применяется в симфонической музыке с конца 19 века (симфония «Антар», 1868, сюита для оркестра «Шехеразада», 1888, Римского-Корсакова; симфоническая поэма «Дон Жуан» Штрауса, 1888; симфоническое скерцо «Ученик чародея» Дюка, 1897).

Категория "Ударные инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024