Музыкальные инструменты

ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ – музыкальные инструменты, в которых источником звука является акустический излучатель (громкоговоритель), возбуждаемый электрическими колебаниями звуковой частоты (20 Герц – 20 килоГерц). Электрические колебания генерируются электромеханическим, фотоэлектрическим, электронным и др. генераторами с последующим усилением в электронных (ламповых или транзисторных) усилителях. Воздействуя на генераторы и усилители, исполнитель изменяет частоту и амплитуду электрических колебаний и т. о. добивается нужной частоты и громкости звучания. Особый класс представляют адаптеризованные электромузыкальные инструменты, в которых механические колебания струн, язычков и других источников звука в обычных музыкальных инструментах, возбуждаемые традиционными способами, преобразуются в электрические колебания с помощью т. н. адаптеров.

Существуют 2 вида электромузыкальных инструментов. Первый вид – электромузыкальные инструменты со свободной интонацией; подобно человеческому голосу и струнным смычковым инструментам они позволяют извлекать звуки любой высоты в пределах их диапазона. В них применяются генераторы с перестраиваемой в процессе исполнения частотой. Это инструменты 1-голосные, реже 2-голосные; для игры на них обычно служит специальная линейка, т. н. гриф, на который в определенном месте нажимают пальцем; при этом возможно пальцевое вибрато и плавное изменение высоты звука, достигаемое скольжением пальца по грифу (глиссандо). Подобные инструменты дают возможность выразительного исполнения мелодии. Второй вид – клавишные электромузыкальные инструменты с фиксированной интонацией, как, например, в фортепиано и органе; они имеют набор заранее настроенных генераторов. Среди них наиболее распространены электроорганы, снабжённые такой же системой мануалов, педалей и регистров, что и обычные органы: простейшие модели имеют 1 клавиатуру.

В многоголосных электромузыкальных инструментах достаточно использовать 12 генераторов, соответствующих 12 звукам одной октавы, остальные же звуки можно получать путём деления или умножения частоты. Задающие генераторы электромузыкальных инструментов позволяют обеспечить большую стабильность частоты колебаний, необходимую для сохранения строя инструмента, чем генераторы с перестраивающейся частотой. Для создания характерных тембров задают определенную форму электрических колебаний, одинаковую для колебаний разных частот, либо добавляют к каждому колебанию основной частоты в качестве обертонов колебания от других генераторов того же инструмента, сохраняя между амплитудами обертонов определенные отношения. Придать тембру характерность можно другим способом – выделением с помощью электрических фильтров обертонов в определённых узких полосах частот (т. е. созданием т. н. формантных областей звукового спектра). В некоторых электромузыкальных инструментах генерируются шумоподобные звучания, обнимающие отдельные участки спектра т. н. белого шума. В каждом электромузыкальном инструменте предусматривается возможность придания звучанию различных тембров и имеются устройства (кнопки, клавиши) для переключения тембров. Применяются устройства для плавного усиления звука при включении (мягкая атака) и затухания при выключении с регулируемыми в широких пределах скоростями этих процессов, а также для периодического изменения высоты и силы звука (вибрато), придающего звучанию более живой характер. Громкость звука регулируется педалью. В адаптеризованных электромузыкальных инструментах звуковые возможности обычного инструмента расширяются за счёт электрического преобразования тембра, регулировки силы и других характеристик звука. Принципиальное отличие электромузыкальных инструментов от обычных инструментов состоит в том, что конструктор может предусматривать для своего инструмента любые (в пределах технически достижимого) тембровые характеристики звуков, число голосов, возможность тонкой регулировки громкости отдельных звуков, а также технику исполнения.

Первые сведения о применении электромеханических генераторов для получения звуковых колебаний относятся к середине 19 века. В 1885 немецкий учёный Э. Лоренц использовал принцип электрического прерывателя для возбуждения струн и камертонов. В 1897 американский профессор Т. Кахилл построил орган, т. н. телармониум (весил более 200 тонн), в котором использовались вращающиеся электромагнитные механизмы, и передавал исполняемую на нём музыку абонентам телефонной сети Нью-Йорка. Однако практически электромузыкальные инструменты получили развитие после изобретения электронных ламп и совершенствования способов генерации и усиления колебаний. В 1920 году советский учёный-инженер Л. С. Термен сконструировал 1-голосный электромузыкальный инструмент на электронных лампах, получивший название по его имени – терменвокс. Высота тона в нём изменялась с помощью приближения к антенне и удаления от неё руки исполнителя. В 1930 году Ф. Траутвейн в Германии построил 1-голосный клавишный электромузыкальный инструмент, т. н. траутониум, в котором для получения звуковых колебаний с богатым гармоническим спектром был применён генератор на лампе тлеющего разряда. Он впервые применил для формирования тембра формантные фильтры. Одним из первых многоголосных электромузыкальных инструментов был орган Л. Хаммонда (США, 1934), имевший электромеханические генераторы и усилители на электронных лампах. В СССР в 20-30-е гг. разработаны первые грифовые и клавишные 1-голосные электромузыкальные инструменты – сонар Н. С. Ананьева, виолена В. А. Гурова и В. И. Волынкина (1922), затем экводин А. А. Володина (1932), эмиритон А В. Римского-Корсакова, А. А. Иванова, В. Л. Крейцера и В. П. Дзержковича (1935). В 50-е гг. С. Г. Корсунский и И. Д. Симонов сконструировали ламповый электронный гармониум, в котором громкость звука регулировалась глубиной нажима на клавишу.

В 30-е гг. были разработаны модели различных адаптеризованных электромузыкальных инструментов – гитар, балалаек, скрипок, виолончелей, а также клавишных инструментов – первый адаптеризованный рояль изготовлен фирмами «Бехштейн» и «Сименс» под руководством немецкого физика В. Нернста в 1931 году. Интенсивное развитие электронной техники и технологии в 50-е гг. привело к значительному расширению возможностей электромузыкальных инструментов, уменьшению габаритов и стоимости, улучшению качества звучания. С 1952 электронные средства используются для получения записей на магнитофонную плёнку без участия исполнителей (аппаратура Экспериментальной студии электронной музыки Кёльнского радиовещания, электронный синтезатор в Принстоне и др.) – имитируются человеческий голос, исполнение на скрипке, фортепиано и др. Устройства, которые применяются в этих студиях, основаны на идее синтеза музыкальных звуков.  С 60-х гг. синтез музыкальных звуков, а также целых произведений осуществляется с помощью ЭВМ. В память ЭВМ записывается программа создания звуков различных музыкальных инструментов, затем по заданной рабочей программе, соответствующей нотному тексту, воспроизводится с помощью громкоговорителей или записывается на магнитную ленту музыкальное произведение. Одновременно продолжалась разработка новых типов электромузыкальных инструментов. В 1975 году Термен создал многоголосный хоровой терменвокс.

Современные композиторы используют электромузыкальные инструменты для создания специфических эффектов, особенно в прикладной, иллюстративной, театральной и киномузыке. Электромузыкальные инструменты широко применяются в эстрадных ансамблях.

Категория "Электронные инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024