Музыкальные инструменты

ФИСГАРМОНИЯ

ФИСГАРМОНИЯ - клавишный пневматический музыкальный инструмент. Имеет свободно проскакивающие металлические язычки, которые приводятся в колебательное движение воздушной струёй, нагнетаемой мехами. Для этого исполнитель попеременно нажимает 2 широкие педали в нижней части фисгармонии. Органный мастер Ф. Киршник, чех по национальности, работавший в Петербурге с 1784, в том же году впервые применил этот способ звукоизвлечения в изготовленном им инструменте. Киршником же был создан механизм espressivo – приспособление для усиления и ослабления звука в зависимости от глубины нажатия клавиши («двойной нажим»), который был использован в России В. Ф. Одоевским в 1849 для кабинетного органа «Себастианон». В 1790 Ракниц (ученик Киршника) в Варшаве ввёл проскакивающие язычки в оркестрионе Г. И. Фоглера, который гастролировал со своим инструментом в разных странах, исполняя на нём различные произведения. После концертов он демонстрировал оркестрион, объясняя его устройство. Вслед за ним подобные инструменты, действие которых основано на воздухонагнетательном принципе, создали Н. Мельцель в Вене (1804), Л. Зауэр в Праге (1805). Создателем фисгармонии считается Г. Ж. Гренье, сконструировавший в 1810 т. н. орган с выражением (orgue expressif, Expressivorgel), в котором применён набор планок с металлическими голосами. Позднее его усовершенствовали И. Д. Бушман в Берлине (1816) и А. Хекль в Вене (1818); последнему и принадлежит название «фисгармония». В 1848 А. Ф. Дебен изготовил фисгармонию в форме пианино (меньшего размера), которую сохраняют и современные фисгармонии.

Фисгармония «с двойной выразительностью» («double expression») запатентована в 1854 парижским мастером В. Мюстелем (1815-90). Ф. имеет 1-2 мануала, 6-20 регистров, включаемых посредством выдвижных деревянных рычажков либо путём нажатия соответствующих кнопок. Клавиатура делится на левую (Ct – е1) и правую (f1 – с4), т. е. внутри находятся 2 самостоятельно действующих «набора» планок, имеющих свои регистры. На протяжении 19 в. в конструкцию фисгармонии были введены различные усовершенствования, в т. ч.: perkussion – устройство, дающее возможность чёткой атаки звука, вплоть до staccato; prolongement – механизм, продлевающий звук, и др.

Немецкие и английские мастера получали динамические оттенки на фисгармонии с помощью специальных створок, положение которых исполнитель менял движениями колен.

Среди родственных фисгармонии инструментов – аэолина, эолодикон (изготавливались в 1820-30-х гг. в Петербурге мастером К. Виртом), гармониум (патент получил А. Ф. Дебен в 1840 в Париже), аэрофон, мелофон, мелодиум (впервые инструменты под этим названием начал выпускать с 1829 парижский мастер Ж. Александр) и др. В 1856 возникла американская фирма «Эстей», в 1861 – американские фирмы «Мазон» и «Хемлин». В американской фисгармонии использовался противоположный способ – воздуховсасывающая система; звучание американской фисгармонии мягче, нежнее. В европейских фисгармониях, с их несколько более напряжённой колористической палитрой, мастера пытались в большей или меньшей степени имитировать специфические технические и звуковые возможности органа. Регистры больших фисгармоний – 16′, 8′, 4′, 2′; реальный объём – до 5 октав.

В конце 19 – начале 20 вв. фисгармония получила распространение в домашнем быту любителей музыки. В устной речи и в прессе (немузыкальной) её называли в этот период «органом». Оснований для этого нет, т. к. орган – духовой трубчатый инструмент, а фисгармония - язычковый. Наличие 2 клавиатур и ножной клавиатуры (редко; при игре на таком типе фисгармонии необходим помощник – т. н. калькант, накачивающий воздух в мехи ручным способом) делало фисгармонию полезным инструментом для домашних упражнений специалистов-органистов в период черновой работы над координацией движений рук и ног. В Германии в 19 веке фисгармонию в качестве органного регистра включали в диспозицию одного из побочных мануалов (16′, 8′); под названием аэолина, такой регистр существовал в старом органе Малого зала Московской консерватории.

Количество пьес, сочинённых для фисгармонии, довольно значительно (сюда входят школы игры на фисгармонии, сочинения т. н. салонных композиторов и др.), однако оригинальной художественно ценной литературы для этого инструмента не создано; любители исполняли на фисгармонии певучие мелодии спокойного, сосредоточенного характера (хорошо звучал аккомпанемент в выдержанных гармониях) – главным образом транскрипции различных вокальных, оркестровых, а также клавирных, органных и других инструментальных сочинений. Со 2-й трети 20 века популярность фисгармонии падает; ныне выпускаются в небольшом количестве.

Категория "Клавишные инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024