Музыкальные инструменты

ФОРТЕПЬЯНО

ФОРТЕПЬЯНО, фортепиано - собирательное название семейства клавишно-струнных музыкальных инструментов, снабжённых молоточковой механикой. Современное фортепьяно существует в 2 разновидностях – рояля и пианино. Сочетание итальянских слов piano (тихо) и forte (громко) встречалось и до изобретения фортепьяно – на клавесине нижняя клавиатура всегда даёт более громкое и яркое звучание по сравнению с верхней; в конце 16 века эти термины иногда фигурировали в названии сочинений (соната для клавира Дж. Габриели – Sonata piano e forte, 1597). Фортепьяно получило своё название не потому, что оно явилось первым клавишным музыкальным инструментом, на котором можно было играть piano и forte, a потому, что при игре на фортепьяно стал осуществим постепенный переход от одного динамического оттенка к другому.

На фортепьяно приложенное к клавише усилие вызывает удар молоточка, головка которого обтянута особым войлоком (фильцем), по хору струн. Передача энергии движения пальца молоточку, ударяющему по струне, осуществляется посредством сложной системы – фортепьянной механики. В современном фортепьяно каждой клавише соответствуют 3 струны в среднем и верхнем регистрах, 2 – в басовом, на самые низкие приходится по 1-й струне; каждый хор струн настроен в унисон. Одновременно с нажатием клавиши и ударом молоточка по струне от неё отделяется демпфер. При нажатии правой педали отделяются от струн все демпферы; это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать их звучание благодаря свободному резонансу струн. Нажатие левой педали у рояля сдвигает вправо все молоточки, они ударяют в нижнем регистре по одной струне вместо двух, в среднем и верхнем – по двум вместо трёх, что ослабляет звучание и изменяет тембр; у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к струнам. Все струны делаются из стали, басовые обвиты дополнительной медной проволокой. Струны с одной стороны закрепляются на металлических штифтах, с другой – прикрепляются к металлическим колкам, с помощью которых осуществляется их настройка. Струны натянуты над деревянной резонансной декой. Суммарная сила натяжения струн современного фортепьяно достигает 20 тонн; для противодействия этой силе применяется чугунная рама (до 19 века изготовлялась из дерева). Корпус фортепьяно делается из склеенной в несколько слоёв древесины определенных пород дерева, наружный слой полируется. Современные фортепьяно имеют диапазон А2-с5 (7 1/4 октавы) или А2-а4 (у большей части пианино); у концертных роялей австрийской фирмы «Бёзендорфер» он расширен вниз до С2, образуя 8 октав.

Конструкция современного фортепьяно – результат длительной эволюции инструмента, изобретённого в начале 18 века. Предшественником фортепьяно из клавишных музыкальных инструментов является клавикорд, имеющий систему т.н. тангентов (металлические наконечники), которые воздействуют на струны, ударяя по ним снизу, а не клавесин (как считали некоторые историки музыки), у которого звук извлекается щипком струны.

Фортепьяно появилось почти одновременно в 3 странах; его изобрели независимо друг от друга клавирные мастера – в Италии Б. Кристофори (Флоренция, 1709-11), во Франции Ж. Мариус (Париж, 1716-17), в Германии школьный учитель музыки К. Г. Шрётер (Нордхаузен, 1717-21). Г. Зильберман, усовершенствовавший механику Кристофори – Шрётера, в 1735, демонстрировал свои первые образцы И. С. Баху, но не получил его одобрения, т.к. в эпоху расцвета клавесина и других клавишно-щипковых инструментов фортепьяно по сравнению с ними звучали грубо и казались более примитивными. Фортепьяно с механикой, разработанной преемником Зильбермана И. А. Штейном в Аугсбурге, высоко оценил в 1777 В. А. Моцарт (до этого он выше всех ставил инструменты Ф. Я. Шпата из Регенсбурга). Фортепьяно Штейна были снабжены двумя педалями современного типа, которые полностью заменили особые «коленные» рычаги, имевшиеся на предшествующих образцах. В 1794 И. А. Штрейхер, работавший в Вене, пользуясь советами Л. Бетховена (был с ним дружен), создал на основе фортепьяно с механикой Штейна более совершенную, звучную модель. (Механика И. А. Штейна – И. А. Штрейхера называлась немецкой или венской.) На усовершенствованных Штейном и Штрейхером фортепьяно играть стало гораздо легче, чем на более ранних моделях (значительно уменьшилась затрата энергии для преодоления сопротивления клавиши), пианист получил возможность свободно исполнять орнаментальные фигурации.

В 1770 голландский мастер А. Бекерс, работавший в Лондоне, изобрёл новый тип механики, т.н. английскую; в его фортепьяно некоторые трудности звукоизвлечения компенсировались большей мощностью звучания.

На пути эволюции фортепьяно возникали и различного рода «ответвления». Так, некоторые мастера пытались объединить фортепьяно с другими инструментами, в первую очередь с органом. Такие «клавиорганы» (Claviorganum, Lautenklavier и др.) получили некоторое распространение в конце 18 века (после 1770); в России они назывались «организированные» фортепьяно (piano organisй) или «фортепьяно с органами» (для такого солирующего клавиоргана с небольшим оркестровым составом Д. С. Бортнянский в 1790 написал концертную симфонию). Непродолжительное время изготовлялись также фортепьяно, сочетавшие клавесинный и фортепьянный механизмы.

Среди других разновидностей – фортепьяно с педальной (ножной) клавиатурой, по объёму равной органной; специально для педального фортепьяно Р. Шуман написал Этюды ор. 56, Эскизы ор. 58 и 6 фуг ор. 60 (также для органа), Ш. Гуно – концертную сюиту для «педального фортепьяно» с оркестром. Известно, что Ф. Лист также проявлял интерес к педальному Ф. Однако такой инструмент большого распространения не получил; он используется лишь как домашний (учебный) для органистов.

В процессе эволюции фортепьяно менялась его форма. Образцы с горизонтально расположенной механикой могли иметь прямоугольную форму корпуса (назывались «столовыми фортепьяно» – Tafelklavier; несколько экземпляров хранится в Музее музыкальных инструментов Университета им. К. Маркса в Лейпциге) или крыловидную (в Германии назывались флюгель; в России – флигель; во Франции – рояль; это название утвердилось также в России). Современные названия: рояль и пианино (с вертикальной механикой); среди фортепьяно с вертикальной механикой были также т.н. пирамидальные фортепьяно, или «жираффен-клавир», «жираффен-флигель».

Дальнейшие усовершенствования фортепьяно были введены Дж. Бродвудом в Лондоне (он сделал специально для Бетховена 4-хорное фортепьяно, позволившее более выразительно исполнять его сочинения, с их усиленной динамикой и напряжённостью), затем С. Эраром, создавшим в Париже в 1823 (по др. источникам, в 1821 или 1822) фортепьяно с репетиционной (от лат. repetitio – повторение) механикой.

В России первыми мастерскими, изготовлявшими фортепьяно, были предприятия работавших в Петербурге немецких мастеров И. А. Тишнера (1818-40-е гг.; его рояли высоко оценил М. И. Глинка, 1854) и К. Вирта (сер. 1820-х гг. – 1857; его инструменты нравились А. С. Даргомыжскому, а также К. Шуман).

Появление фортепьяно ответило назревшей в процессе развития музыкального искусства потребности в клавишном инструменте, который обладал бы более сильным звуком по сравнению с клавесином и клавикордом и одновременно позволял бы передавать широкую гамму динамических оттенков. В числе первых композиторов, писавших для фортепьяно, были представители венской классической школы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Но и многие их сочинения, ещё не предназначавшиеся для фортепьяно, на фортепьяно звучат более впечатляюще. В последующее время развитие фортепьянной музыки стимулировалось совершенствованием инструмента и, в свою очередь, активизировало поиски, направленные на улучшение механики и других элементов конструкции фортепьяно.

Фортепьяно завоёвывало всё большую популярность и к конце 18 века вытеснило все другие виды клавишно-струнных инструментов. Мастерство пианистов 19-20 вв. во многом связано с максимальным использованием всех технических возможностей последних моделей фортепьяно, их выборочным комбинированием, включая искусство педализации; поэтому у каждого пианиста-художника фортепьяно звучит индивидуально – у одного с преобладанием «металла», «серебристости», у другого – мягко, глубоко, у третьего – «пышно», красочно и т.д. При игре на фортепьяно можно получить богатую звуковую колористическую палитру; несмотря на ударную природу звукообразования фортепьяно, у искусного исполнителя оно может превратиться в певучий инструмент, а игра – быть поэтичной, лирической.

Для фортепьяно существует огромная литература, в которую каждая национальная школа внесла свой вклад.

Категория "Клавишные инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024