ГАРМОНЬ, гармоника, гармония, – клавишно-пневматический инструмент. Корпус состоит из двух частей, между которыми помещается воздушный резервуар – мех. Источник звука – проскакивающие язычки. Прототипом инструмента была гармонь, сконструированная в 1822 немецким мастером К. Ф. Л. Бушманом в Берлине. Венский мастер К. Демиан снабдил гармонь набором готовых аккордов для аккомпанемента, каждый из которых извлекается при нажатии левой рукой одной клавиши (1829). Гармонь быстро получила широкое распространение, в том числе и в России; было создано большое число её разновидностей, сохраняющих, однако, те же основные черты конструкции. В правой части корпуса гармони размещаются один или несколько комплектов язычков, предназначенных для исполнения мелодии. При сжатии меха воздух движется в одном направлении, при растяжении – в другом. Язычки располагаются парами; один из них звучит при сжатии, другой – при растяжении меха. Если оба они настроены по-разному, то нажатие какой-либо кнопки позволяет извлекать различные звуки при растягивании и сжатии меха. На гармони т. н. немецкого строя при сжатии извлекались звуки с, е, g (в нескольких октавах), при растяжении – d, f, a, h; на Гармонь русского строя – наоборот; гармони имели 5, 7 и более кнопок. Такая система удешевляла производство и была удобна для музыкантов-любителей. Она была применена во многих зарубежных и русских гармонях (тульская, саратовская, бологоевская, касимовская, белобородовская, череповка и «черепашка», венская и др.).
Инициатором создания русской гармоники с хроматическим звукорядом был Н. И. Белобородов. Двухрядная клавишная гармонь его конструкции была изготовлена мастером Л. А. Чулковым в 1871 году или несколькими годами позднее. Более прогрессивной является система, при которой оба язычка, составляющие пару, настраиваются в унисон. Высота звука на таких гармонь не зависит от направления движения меха. Эта система также нашла широкое применение, например в сибирской гармони, ливенской, елецкой рояльной, вятской «тальянке», «хромке», аккордеоне, баяне. Чтобы обогатить исполнительские возможности инструментов, их стали снабжать несколькими комплектами язычков, включавшимися при помощи особых регистров (удвоения в унисон или в октаву). На левой части корпуса помещаются кнопки клавиатур, служащие для аккомпанемента (в некоторых образцах гармоней, например в оркестровых и в «черепашках», левая часть корпуса была «глухой», без кнопок и клавиш). На гармони с 2 кнопками в левой части корпуса одна даёт при сжатии и растяжении I и V ступени (басы), другая – трезвучия. На гармони с 4 кнопками извлекается и субдоминанта. На первых примитивных гармонях даже простейшие музыкальные произведения звучали искаженно. С увеличением числа кнопок возможности аккомпанемента обогащались. В усовершенствованном виде система «готового» аккомпанемента сохранилась вплоть до наших дней.
В России крупнейшим центром производства гармоней была Тула. Гармонь получила широкое распространение у народов Поволжья и Кавказа, где созданы национальные гармони. Некоторые русские, марийские, татарские, кабардинские и др. гармони располагали звукорядами, характерными для национального фольклора. Большой популярностью пользовались т.н. «венская двухрядная» и «хромка». Наиболее совершенными гармонями, располагающими хроматическим звукорядом и возможностью аккомпанемента во всех тональностях, являются аккордеон и баян.
Гармонь способствовала формированию и развитию жанра частушки. Некоторые исполнители достигали в игре на гармони подлинной виртуозности и выступали на концертах (П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко и др.). Хотя многие музыканты отрицательно оценивали роль гармони в развитии народной музыкальной культуры, с конца 19 в. гармонь начинает считаться характерным русским инструментом. Чайковский вводит гармонь в состав симфонического оркестра (2-я сюита), ряд композиторов использует в своих сочинениях гармонные обороты (И. Ф. Стравинский, А. Ф. Пащенко, Д. Д. Шостакович).