Музыкальные инструменты

ОРКЕСТРИОН

ОРКЕСТРИОН, оркестрофон, оркестрина – самоиграющий механический музыкальный инструмент, конструкторы которого стремились воспроизвести звучание симфонического оркестра. Приводился в действие пружинным механизмом или пневматическим устройством, позже силой электромотора. Как и в ряде других механических музыкальных инструментов, пьеса фиксировалась в виде соответствующим образом расположенных выступов на вращающемся валу.

Оркестрион изобретён в 18 веке, один из первых образцов – оркестрион Т. А. Кунца (Прага, 1796-98). В 1806 году в Вене И. Н. Мельцель создал оркестрион под названием «Пангармоникон», удачно имитировавший звучание не только духовых, но и струнных оркестровых инструментов. Для этого оркестриона Л. Бетховен написал пьесу «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (впервые исполнена в 1813, позднее исполнялась в оркестровой редакции). Высокой оценки Бетховена, А. Сальери, И. Н. Гуммеля заслужил оркестрион Леонгардта Мельцеля (младшего брата И. Н. Мельцеля) – «Орфеусгармоникон» (1814). Оркестрион братьев X. Г. и И. Бауэров (Вена, 1828; выставлялся в Лейпциге в 1829) обладал флейтовыми, валторновыми, трубными регистрами, а также ударными (барабанами и тарелками); играл сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Э. Н. Мегюля. Известность приобрёл оркестрион (1851) дрезденского мастера Ф. Т. Кауфмана, поражавший мощью и полнотой звучания, исполнявший большие симфонические произведения.

К оркестрионам относятся также разнообразные самоиграющие механические органы. Специально для этих инструментов писали Гайдн, Моцарт, Бетховен. В России они назывались «часы-органы», их действие было связано с часовым механизмом. В петерб. дворце Г. А. Потёмкина (1791) имелись большие «самоигральные» часы. Распространение получили стенные часы «с флейтами, курантами и гуслями», механические «вокальные часы» вроде тех, что играли «десять разных музыкальных штук, из коих шесть на трех инструментах, первою и второю флейтою, а при том на арфе и басе» (Москва, 1795). Производство оркестрионов в России началось на рубеже 18-19 вв. Выдающимся образцом был изготовленный в 1798-1801 «Механич. оркестр» (часы-орган, хранится в ленинградском Эрмитаже) петербургского часового мастера И. Штрассера (Страссера). Этот инструмент исполнял некоторые сочинения Гайдна и Моцарта. Ещё более обширным репертуаром (увертюры Вебера, Россини) обладал «Механический оркестр» мастера К. Краузе (Петербург, 1845). Небольшие механические органы-оркестры встречались во 2-й половине 19 – начале 20 вв. в трактирах и частных домах. После изобретения грамзаписи необходимость в механических самоиграющих инструментах – оркестрионах и его разновидностях отпала.

Категория "Прочие инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024