ЦАНЦА, санза, санца, занза – африканский язычковый щипковый самозвучащий музыкальный инструмент. Гребнеобразный идиофон. На резонаторном корпусе (различной формы) размещается ряд деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов – плоский, у более сложных – полостной резонатор из панциря черепахи, долблёного дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) цанцу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Цанцы бывают различных размеров: длина корпуса – 100-350 мм, длина язычков – 30-100 мм, их ширина – 3-5 мм. Звукоряд цанцы зависит от количества язычков.
Цанца – древнейший и самый распространённый в Африке инструмент, особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов. О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается цанца у различных племён, – мбира, ндимба, лукембе, лала, малимба и др. Цанца используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами (т. н. гриотами) для сольного исполнения, а также в ансамблях в составе: голос, цанца, рог, погремушки; голос и цанца; голос, цанца и ударные палочки и др. или вместе с угловой арфой нангой для аккомпанемента пению; на цанце исполняются различные наигрыши (в т. ч. ночными сторожами).
Образцы строя цанцы
Цанца была завезена африканцами в Северную и Южную Америку (встречается ныне в странах Латинской Америки). Широко используется в танцевально-инструментальных ансамблях Гвинеи, Бенина, Уганды и ряда других африканских стран.