ДОМРА – древнерусский струнный музыкальный инструмент, вышедший из употребления в народном быту. Точного описания и изображения его не сохранилось; в книге немецкого путешественника А. Олеария «Описание путешествия в Московию…» (1-я половина 17 века) изображены два музыканта, один из которых играет на инструменте с большим корпусом полусферической формы (есть основание считать этот инструмент домрой). Домра была преимущественно инструментом профессиональных музыкантов-скоморохов. Наибольшее распространение имела в 16-17 вв. В ансамблях, помимо обычной, применялась и «басистая» (басовая) домра.
В 1895 году участник оркестра В. В. Андреева – А. С. Мартынов вывез из Вятской губернии 3-струнный инструмент, представлявший собой одну из разновидностей балалайки, но принятый за домру. На основе этого инструмента Андреев, совместно с С. И. Налимовым, в 1896-1900 гг. создал семейство реконструированных домр квартового строя (т. н. «разлад») – пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. Позднее, выяснив ошибку, Андреев, считавший, что балалайка произошла от домры, нашёл эту её разновидность более близкой к старинной домре. (16-17 вв.).
В 1908-17 гг. Г. П. Любимов вместе с С. Ф. Буровым сконструировал семейство 4-струнных домр квинтового строя от пикколо до контрабаса, положивших начало домровому оркестру. Однако в силу своего тембрового однообразия подобные оркестры не получили распространения; отдельные инструменты нередко применяются в балалаечно-домровых оркестрах (наибольшей популярностью 4-струнные домры пользуются на Украине). Группа домр занимает основное место в оркестре русских народных инструментов.
Настройка и диапазон оркестровой домры