ФОРМИНКС, формингс, форминга - древнегреческий струнный инструмент. Судя по сохранившимся изображениям (т.н. вазовая живопись), форминкс имел корпус полукруглой формы (возможно, поэтому Аристотель сравнивал форминкс с луком) с боковыми планками, соединёнными вверху поперечным бруском; струны крепились одним концом к бруску, другим – к корпусу (инструмент такого типа известен также по арамейским, хеттским и финикийским рельефам). Форминкс изготовлялся из дерева, слоновой кости или бронзы, что подтвердили археологические находки в Микенах и др. У Гомера форминкс связывается с культом Аполлона («Илиада», песнь I, стих 603, IX, 186; «Одиссея», XVII. 270), упоминается также Пиндаром («1-я Пифийская ода») и др. В литературных источниках указывается, что на форминксе аккомпанировали певцу. Вероятно, инструментом, известным под названием «лира Гермеса» (настройка струн: е-а-h-е1), и был 4-струнный форминкс. Такое предположение основывается на том, что уже в 5-4 вв. до н. э. название «форминкс» вышло из употребления и было заменено названием лира и кифара. С тех пор термин «форминкс» употреблялся лишь изредка в литературе.
Боэций (480-524 или 525) в трактате «Об устройстве музыки» («De institutione musica», кн. 1, §20) подробно описывает эволюцию струнного инструмента, называемого им лирой (от 4 до 12 струн). Есть основания считать, что на древнейших этапах этот инструмент именовался форминксом. Музыкальный теоретик Клеонид (3 век) в трактате «Гармоническое введение» упоминает 2 исполнителей на «семизвучном» (т. е. 7-струнном) форминксе – знаменитого Терпандра (1-я половина 7 века до н. э.) и Иона (о нём сведения не сохранились). Вероятно, при музыкальном оформлении священных обрядов форминкс иногда звучал в дуэте с авлосом.