КЕМАНЧА, кяманча, – смычковый музыкальный инструмент с шарообразным резонатором, круглой расширяющейся кверху шейкой. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Корпус инструмента (долблёный или склеенный из гнутых сегментов) делается из тутового или орехового дерева, реже из тыквы, кокосового ореха; с открытой стороны он затягивается мембраной (из рыбьей кожи или из пузыря животного). Через корпус проходит металлический стержень, верхний конец которого упирается в шейку, а нижний заканчивается ножкой для опоры во время игры (раньше о пол, ныне – о колено исполнителя). 4 стальные струны кеманчи (до конца 19 века были 3 кишечные) опираются на небольшую дугообразную подставку. Общая длина инструмента – 640-660 мм, длина шейки – 420-440 мм. Играют на кеманче при помощи смычка, который состоит из слегка изогнутого или прямого древка и свободно прикреплённой к нему пряди конских волос. Натяжение волоса во время игры производится пальцами музыканта, вставленными между древком и волосом смычка. Держат смычок за конец большим и указательным пальцами, водя его в одной плоскости, а инструмент поворачивают. Строй современной кеманчи – квартово-квинтовый (3-струнной – квартовый). Звук мягкий, слегка приглушённый; в верхнем регистре несколько напоминает скрипку, в нижнем – альт. Штриховая техника – деташе, спиккато, стаккато, пиццикато, тремоло, трели и др. На кеманче исполняются инструментальные пьесы, народные песни, а также мугамы.
Кеманча – инструмент народных музыкантов-профессионалов. Используется для сольной игры, для аккомпанемента пению и в ансамблях – совместно с таром, дефом и гоша-нагора в Армении и Азербайджане; сазом, сантури и дайрой либо таром, дайрой и диплипито в Грузии. В современное время кеманча стала сольным концертно-эстрадным инструментом, вошла в состав народных оркестров. Композиторы пишут для кеманчи виртуозные пьесы. Игре на кеманче обучаются в кружках музыкальной самодеятельности и в музыкальных учебных заведениях.