ВИОЛА ДА ГАМБА – теноровая виола. Наиболее распространённая и стойкая разновидность виолы (см. Виолы), которую сокращённо называют также гамбой. По размерам близка к виолончели (длина корпуса 65-72 см, высота обечаек -11-14 см). Строй теноровой виолы: D, G, с, е, a, d1. Определение «басовая» было дано ей в связи с тем, что она выполняла функции баса. В 17 в. во Франции появилась семиструнная виола да гамба с дополнительной нижней струной А1 (приписывается Сен-Коломбу), которая перешла и в Германию.
Время расцвета гамбового исполнительства – 16-17 века, однако в исполнительской практике виола да гамба удерживалась до конца 18 века. Пользовалась популярностью как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент, успешно конкурируя с виолончелью. В 16-18 вв. для виолы да гамбы была создана обширная литература камерного типа: мадригалы, канцоны, ричеркары, сюиты из пьес танцевальных жанров. Авторами сочинений для виолы да гамбы были Г. Пёрселл, И. С. Бах и др. выдающиеся композиторы, а также виднейшие гамбисты: А. Феррабоско, М. Маре, К. Симпсон, А. Форкре и др. Выдвинулось много гамбистов-солистов: Д. Ортис (Испания), А. Могар, Ж. Руссо, Ке дЭрвелуа, Ж. Ж. Нодо, Ш. А. де Бленвиль (Франция), О. Гиббонс, Дж. Дженкинс (Англия), Д. Функ, И. Шенк, Э. К. Хессе, A. и М. Кюнель, И. Риман (Германия) и др.