ВИУЭЛА – испанское старинное наименование ряда струнных инструментов. Употреблялось с дополнительными видовыми обозначениями:
- виуэла де арко – фидель (13 -15 вв.) и виола да гамба (16 в.)
- виуэла де пендула – китара баттенте (до 15 в., см. Гитара), в настоящее время – обычная гитара
- виуэла де мано – ручная виуэла – щипковый инструмент 16-17 вв., по внешнему виду и приёмам игры близкий к гитаре, но имеющий слегка выпуклое дно.
Виуэла де мано бытовала в высших слоях испанского общества, особенно в 16 веке. Выполняла те же функции, что лютня во Франции и Германии. Чаще всего виуэла де мано с 10 ладами имела 5, иногда 7 двойных струн и 1 одинарную, на которой исполнялась мелодия. Струны настраивались в основном по квартам, с большой терцией между 3-й и 4-й струной (например, G, с, f, a, d1, g1). Инструменты богато украшались инкрустациями из твёрдых пород дерева, кости и серебра. На виуэле де мано аккомпанировали пению, играли соло и дуэтом, исполняли вариации, фантазии, танцевальные пьесы.
Наиболее выдающимися исполнителями на виуэле де мано и композиторами, писавшими для неё произведения, были Л. Милан, М. де Фуэнльяна, Л. де Нарваэс, Э. де Вальдеррабано, Э. де Кабесон. Музыка записывалась табулатурой на 6 линиях, каждая линия соответствовала одной из струн. Во многих произведениях для виуэлы де мано нашли отражение черты испанской народной музыки. Музыкальная литература для виуэлы де мано стала предшественницей литературы для гитары. В конце 16 века с распространением клавишных и смычковых инструментов виуэла де мано утратила прежнее значение, однако бытовала до конца 17 в.