Музыкальные инструменты

ФАГОТ

ФАГОТ – духовой язычковый музыкальный инструмент. Появился в 20-30-х гг. 16 века в результате реконструкции старинной бомбарды (поммера). Состоит из ствола, раструба и эса. Ствол – в форме латинской буквы U (как бы сложен пополам) и имеет 3 колена: басовая труба, «сапожок» (имеет 2 канала; в нём находится обратный ход трубки фагота) и флигель (крыло). Благодаря изменению конструкции исчезли свойственные поммеру и другим предшественникам фагота сила и грубость звучания, что отразилось в названии инструмента (в 16 веке – дольчиан, дульциан от итал. dolce – нежный, сладкий). Фагот изготовляется из клёна (в прошлом делался из бука, самшита, явора или пальмового дерева), ныне иногда делается из пластмассы. Звук извлекается при помощи камышовой двойной трости, надеваемой на эс. Канал (длина более 2,5 м) имеет пологоконическое; расширяющееся к раструбу сверление. Звуковые отверстия (25-30) большей частью прикрыты клапанами, лишь 5-6 из них открытые, закрываются пальцами. Имеет специальные клапаны для облегчения передуваний. Почти повсеместно (кроме французских оркестров) используются фаготы с клапанным механизмом немецкой системы. Такой фагот создан в 1834 немецким мастером И. А. Хеккелем и фаготистом К. Альменредером (фирма «Хеккель», осн. в 1831, существует и ныне). Фагот их конструкции – с 24 клапанами и 5 открытыми отверстиями. Фагот изготовляется in С., в партитурах записывается в действительном звучании, диапазон – В1 (иногда А1, например, в «Кольце нибелунга» Р. Вагнера) – e2 (g 2). У современного фагота тембр сочный и полный в нижнем (B1 – G) и менее плотный в среднем (G – g) регистрах; высокий регистр (g – с2) обладает певучестью. Своеобразие тембра в высоком регистре придаёт звучанию особую выразительность, оно приближается к жалобным интонациям человеческого голоса (например, в балете «Весна священная» Стравинского); высший регистр (с2 – е2) сдавлен и очень напряжён. Технические и художественные возможности фагота велики и разнообразны – от виртуозных стаккатных и легатных пассажей, различных скачков до нежной кантилены.

Фагот используется главным образом в симфоническом оркестре (постоянным его участником стал с конца 17 века; в современном симфоническом оркестре два-три, редко четыре фагота; иногда 4-й фагот меняется во время исполнения на контрафагот), часто используется в камерных, духовых и эстрадных оркестрах, а также в ансамблях и соло (концерты для фагота с оркестром написали А. Вивальди, И. К. Бах, В. А. Моцарт, К. М. Вебер, И. Пауэр, а также Л. К. Книппер, Б. В. Савельев и др.). Партия фагота нотируется в басовом, теноровом, скрипичном (редко) ключах и (как исключение) в альтовом (в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова).
В России фагот известен с конца 17 – начала 18 вв. Фагот широко использовался в качестве солирующего инструмента в русской классической музыке, например М. И. Глинкой («Руслан и Людмила», испанская увертюра для оркестра «Арагонская хота»), Н. А. Римским-Корсаковым (оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и др.).

Из многочисленных разновидностей фагота, появлявшихся в 16-19 вв., были распространены различные типы малых фаготов, в том числе фаготтино (итал. fagottino), звучащий октавой выше фагота, теноровый фагот in G (реже in F; диапазон G – f1), применяющийся главным образом для обучения игре на фаготе, и русский фагот (диапазон G (F, E) – g1), сходный с серпентом (отличался металлическим котлообразным мундштуком), использовавшийся в военных оркестрах. В России такие фаготы бытовали под названием пехотных и драгунских басов, производились в 1744-59 на фабрике Е. Т. Мецненинова, изготовлялись из самшита (мастер Я. И. Рогов). В современной практике сохранился контрафагот, который включали в свои партитуры В. А. Моцарт (оркестровая пьеса «Масонская траурная музыка» и серенады для оркестра), Й. Гайдн (оратории «Сотворение мира» и «Времена года»), Л. Бетховен (опера «Фиделио», 5-я и 9-я симфонии, «Торжественная месса» и др.), в 20 веке – К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равель. К семейству фаготов относится также редко применяемый субконтрафагот (изобретён в 1872 мастером В. Ф. Червеным), звучащий на октаву ниже контрафагота.

Категория "Духовые инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024