ФЛЕЙТА – духовой лабиальный музыкальный инструмент. Представляет собой трубку с цилиндрическим или слегка коническим каналом. Звук извлекают, вдувая струю воздуха по касательной к срезанному краю трубки непосредственно в канал (в Полинезии существует носовая флейта, в которую воздух вдувается не ртом, а носом).
Флейты бывают открытые с обоих концов, или простые, (флуер, кавал) и закрытые, у которых обращённый к исполнителю конец трубки закрыт, а вблизи него в стенке ствола вырезано отверстие для вдувания воздуха (узбекский най, лимба, ди). Закрытые флейты звучат приблизительно на октаву ниже, чем открытые той же длины. Существуют также свистковые флейты (сопилка, сопель), снабжённые особым приспособлением – т. н. свистковым устройством. Трубка снабжена у них клювообразным наконечником с деревянной пробкой. Она закрывает канал ствола, оставляя узкую щель, которая точно направляет струю воздуха на грань специального поперечного среза ствола.
Флейта – один из древнейших музыкальных инструментов (см. Сиринкс), основной представитель семейства флейтовых, включающего многочисленные разновидности. В своём развитии на протяжении многих веков конструкция флейты подвергалась значительным изменениям – от простейших свистулек, т. н. охотничьих манков (различных свистковых приспособлений для приманивания птиц и зверей), тростниковых флейт, флейт, сделанных из дерева (веток), скорлупы крупных орехов, раковин, из кости, глины и др. до фарфоровых, янтарных, сделанных из золота, хрустальных, применявшихся в придворном музицировании в 17-18 вв. и усовершенствованных современных флейт, изготовляемых из гренадильного, эбенового дерева или металла (попытки использовать пластмассу не дали положительных результатов).
Известны 2 основных вида флейт, различающихся по способу держания инструмента при игре, – продольная (прямая; держат в положении, близком к вертикальному) и поперечная (косая, держат горизонтально). К продольным флейтам относятся древние флажолет, блокфлейта (ныне возрождённая), двойная (аккордовая) флейта, флейта Пана и др. Продольные флейты, имевшие цилиндрический канал и клювообразный мундштук, наибольшее распространение получили в 17 веке. Поперечные флейты впервые упоминаются в 9 веке до н. э.; были известны в Китае, затем в Индии, Этрурии, Византии и у славянских народов. В страны Центральной Европы проникли около 10 века. В странах Европы использовалась поперечная, или т. н. немецкая флейта. Первоначально она изготовлялась из одного куска дерева, имела цилиндрический канал, отверстие для вдувания воздуха на верхней боковой стороне и 6 игровых отверстий, расположенных в один ряд: диапазон d1 – а3. Во 2-й половине 17 века французские мастера применили у таких флейт суживающееся (коническое) сверление (как у старинных), и с подобной конструкцией ствола флейты вновь распространились в Германии, где их стали изготовлять с 2-3 дополнительными отверстиями, прикрытыми клапанами. Во 2-й половине 18 века по немецким образцам поперечные флейты делались и в России. Немецкая флейта существовала до 30-х гг. 19 века – до её коренной реконструкции немецким флейтистом-виртуозом, инструментальным мастером и композитором Т. Бёмом, придавшим инструменту современный вид. Конический канал он заменил цилиндрическим (во 2-й модели; 1-я имела ещё конический канал), величина и расположение звуковых отверстий определяются в его флейте не аппликатурными удобствами, а акустическими принципами, позволяющими достигать наибольшей чистоты и полноты звучания; для удобства и облегчения игры Бём снабдил флейту системой клапанов, закрывающих звуковые отверстия. Он стал изготовлять инструменты из металла (часто делались из серебра). Новый вид получил название флейты Бёма. В результате введённых им усовершенствований звук стал сильнее и плотнее, но несколько менее «элегичным» по тембру, чем у старинных флейт.
Со 2-й половины 17 века роль поперечной флейты в инструментальной музыке всё более возрастает, и она понемногу вытесняет продольную флейту. Она приобрела популярность и у музыкантов-профессионалов, и у любителей. Умение играть на флейте было признаком «хорошего тона». В 18 веке флейта стала подлинно концертным инструментом. В числе первых композиторов, создавших концертные произведения для флейты, – Г. Пёрселл (пьесы), А. Скарлатти (2 сюиты для флейты и basso continuo), И. С. Бах (3 сонаты для клавесина obligato и флейты; 3 сонаты для флейты и basso continuo; соната для флейты соло), Г. Ф. Гендель (15 сольных сонат для скрипки или флейты).
В 60-70-е гг. 20 века в связи с возрождением интереса к музыке конца 17 – начала 19 вв. многие солисты, ансамблисты и участники камерных оркестров предпочитают исполнять флейтовые партии в сочинениях Дж. Торелли, Б. Марчелло, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Ф. А. Россетти и др. на деревянных флейтах.
Современная флейта имеет прямой цилиндрический канал, состоящий из головки (верхняя часть) с подвижной (для регулирования строя) пробкой и отверстием для вдувания воздуха, среднего и нижнего колен. На обоих коленах расположены боковые игровые отверстия и клапанный механизм (на среднем колене – все основные клапаны, на нижнем – 3-4). Диапазон – h (с1) – с 4 (es4), звукоряд хроматический, нотируется в скрипичном ключе соответственно звучанию. Современная флейта (называется часто большой флейтой) обладает высокими техническими и звуковыми возможностями. Применяется в оркестре (в симфоническом – 2-3, иногда 4 партии), в ансамбле и соло.
Разновидности флейт:
- малая piccolo (in С, d2 – b4 или с5, нотируется на октаву ниже действительного звучания);
- альтовая флейта (in G или, реже, in F; диапазон g – eis3; нотируется соответственно на кварту или квинту выше действительного звучания; введена Н. А. Римским-Корсаковым, использовавшим её в опере-балете «Млада», 1890, и в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1904; позднее применялась А. К. Глазуновым, H. H. Черепниным, Д. Д. Шостаковичем, И. Ф. Стравинским, М. Равелем и др.);
- басовая флейта, или альбизифон (in С; диапазон H – f2, нотируется на октаву выше действительного звучания; изобретена в начале 20 века, но почти не применяется).