ФЛЕЙТА ПАНА – народный духовой лабиальный (губной) музыкальный инструмент. Флейта Пана – древняя многоствольная продольная флейта; источник названия – древнегреческий миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его часто изображали играющим на многоствольной флейте). Флейта Пана упоминается в «Илиаде» Гомера (песнь 10, стих 13). Согласно мифу, нимфа Сиринкс, спасаясь от преследований влюблённого Пана, обратилась за помощью к речному богу, превратившему её в тростник, из которого Пан сделал флейту (отсюда греческое название одной из разновидностей флейты Пана – сиринкс).
Состоит из набора открытых с одного конца трубочек (стволов) разной длины (реже – разных диаметров); они изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми планками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой и др.; в отдельных случаях они не соединяются и при игре их держат в руке, подобрав по размеру. Исполнитель подносит трубочки дульцем ко рту, прижимает к нижней губе (при косом срезе трубочек – сторону с меньшим срезом); направляя струю воздуха на противоположный край дульца, он приводит в колебание заключённые в стволах столбы воздуха и извлекает свистящие звуки. Каждая трубка издаёт лишь один основной звук, высота которого зависит от её длины и диаметра; при усилении вдувания можно (только в нижнем регистре) извлечь третий обертон (дуодецима). Для точной подстройки флейты Пана с неподвижной пробкой, закрывающей нижний конец ствола, в него насыпают горошины или дробинки, а у инструмента с подвижной пробкой высота звука зависит от положения пробки, которую можно передвигать. Диапазон флейты Пана определяется количеством и величиной трубочек (17-23).
На флейте Пана играют соло или в ансамбле с другими инструментами (иногда состоит из одних флейт Пана разных регистров). Её использовал Н. А. Римский-Корсаков в опере «Млада» (3-е д., оркестр на сцене). Существует под различными названиями у многих народов. Среди разновидностей: русская- цевница, кугиклы; украинская – свыриль, азербайджанский – мусигар; менгрельская – ларчеми и гурийская – соинари (Грузия); литовские – скудучяй, скаудамас; румынский – мускал и молдавский – най (с 1970-х гг. вводится в симфонический оркестр молдавскими композиторами Т. Кирияком и др.).