СЕРПЕНТ – старинный духовой мундштучный инструмент, басовый цинк. По способу звукоизвлечения относится к амбушюрным, контрабасового регистра. Корпус деревянный, часто обтягивался кожей, змееобразной формы (отсюда название), с коническим каналом, без раструба, с чашеобразным мундштуком из слоновой кости или рога. Диапазон B – e1 или A1 – d1. Серпент меньшего размера – в тоне C или D. Имел 6 игровых отверстий, расположенных группами по 3, позднее добавлены 3-5 отверстий с клапанами. Неполностью закрывая отверстия, исполнитель извлекал хроматически изменённые звуки.
Серпент создан около 1590 года во Франции. Использовался в церковной музыке (для сопровождения мужских хоров) и в духовых оркестрах. В конце 18 века в усовершенствованном виде (с 3-4 клапанами) введён Ф. Госсеком в симфонический оркестр в качестве басового инструмента. В 1800 в Англии стал изготовляться полностью из металла, приобрёл форму фагота, использовался в военных оркестрах для усиления звучания партии фаготов. Многие композиторы включали серпент в партитуры – Дж. Россини (опера «Осада Коринфа», 1826), Ф. Мендельсон («Реформационная симфония», 1830), Р. Вагнер (опера «Риенци», 1842, и сочинение для мужского хора с оркестром «Трапеза апостолов», 1843). Во 2-й половине 19 века вышел из употребления. К серпенту восходят конструкции фагота, а также офиклеида.