Музыкальные инструменты

ТАРОГАТО

ТАРОГАТО - венгерское название двух различных музыкальных инструментов.

1) Деревянный духовой инструмент с двойной тростью. В прошлом представлял собой вариант восточного гобоя (род зурны). Был распространён у многих народов. Различают: арабско-персидско-турецкий тип – с прямым стволом; монгольский вариант – со стволом, расширяющимся к раструбу, который делается из жести и прикрепляется к корпусу под прямым углом; индийский вариант – с прямым корпусом и коническим раструбом из бронзы. Тарогато арабско-персидско-турецкого типа проник в Европу в 13 в., по-видимому, через Испанию; особенно прочно вошёл в музыкальную культуру Венгрии. Возможно, был заимствован венграми у турок. В 16-18 вв. служил сигнальным и ратным инструментом, использовался также на свадьбах и в похоронных процессиях; в кавалерии и в домашнем музицировании применялся в сочетании с барабаном. Имел прямой деревянный корпус с игровыми отверстиями без клапанов, заканчивающийся раструбом. Звук тарогато был пронзительным и резким (это важно для военного инструмента). Получил широкое распространение в войнах куруцев под руководством Ференца Ракоци II (1703-11), после разгрома этого антигабсбургского национально-освободительного движения был надолго запрещён, оставаясь символом свободы венгерского народа. Вновь появился в середине 19 века во время борьбы за освобождение страны от господства Габсбургов. Нотированной музыки, исполнявшейся на старинном тарогато, не сохранилось.

2) Инструмент типа современного кларнета, с одинарной тростью, но с коническим каналом; поэтому ближе к семейству саксофонов. Тарогато этого типа неоднократно подвергался усовершенствованиям, изменялся и его внешний вид. Первые изменения в конструкцию внёс в 1859 инструментальный мастер из Буды. В конце 19 века мастер В. Й. Шунда придал старинному тарогато современную форму – прямого сопранового саксофона с клапанами. Первые экземпляры были изготовлены в 1895 на его будапештской фабрике (тарогато часто называют «Шунда-тарогато»). От кларнета отличается главным образом конической формой корпуса, позволяющей при передувании расширять диапазон только до октавы (а не до дуодецимы, как у кларнета). Инструмент Шунды демонстрировался в 1900 на Международной выставке в Париже. Современный хроматический тарогато имеет 6-16 боковых отверстий с клапанами (диапазон: h – с3). Существуют 3 разновидности тарогато – в строе В, Es и As. Распространение получила только разновидность в строе В (также у румын). Звучание напоминает английский рожок. Регистры сильно различаются как по силе звучания, так и по тембру – в нижнем тарогато звучит сильно, металлически, в верхнем – мягко, «жалобно». Поэтому тарогато не стал ансамблевым инструментом; даже в цыганских оркестрах встречается редко и только в качестве солирующего инструмента. Впервые в симфоническом оркестре тарогато использовал венгерский композитор К. Терн (опера «Свато-плук», 1839). Г. Малер, дирижируя оркестром будапештского Оперного театра, применил тарогато вместо английского рожка для исполнения пастушеского наигрыша в 3-м действии оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда». Позднее это повторил X. Рихтер (в Байрёйте). И. Штраус-сын написал для тарогато соло в увертюре к оперетте «Цыганский барон» (1885). В 20 веке тарогато использовал А. Мольнар («Музыка куруцев» для 4 тарогато и камерного оркестра, 1936). В Национальной консерватории в Будапеште создан класс тарогато; существует учебник игры на тарогато (X. Xикиш, «Теоретическое и практическое руководство по тарогато», 1901). В качестве народного инструмента тарогато известен также в Румынии (торогато) и Югославии (тароро). В 40-е гг. встречался у деревенских и городских любителей музыки, исполнявших простые популярные народные венгерские мелодии. В 50-х гг. вышел из употребления.

Категория "Духовые инструменты"

Комментирование закрыто.

Похожие записи:

mus-instruments.ru ❶ сайт о музыкальных инструментах © 2011 - 2024