ТРУБА – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент. Изготовляется из латуни или сплава меди с цинком (т. н. томпак или полутомпак). Состоит из дважды согнутого переходящего в раструб ствола цилиндро-конического сечения (диаметр – около 11 мм, длина – около 1500 мм) и мундштука в виде полушария. Звук светлый, яркий. Труба известна с древности; в средние века т. н. натуральная труба (без вентилей) применялась в качестве сигнального инструмента пастухами, охотниками, воинами; использовалась во время торжественных шествий, празднеств: трубными фанфарами открывались Олимпийские игры (эта традиция сохранилась и ныне), а также религиозные церемонии. Старинная труба изготовлялась из меди, бронзы или серебра (с 1737 серебряные трубы в русской армии стали военными регалиями). В 16-17 вв. существовал обычай на различных празднествах, открывавшихся трубными фанфарами, исполнять специально написанные композиторами (в т. ч. самими трубачами) к данному событию вступительные пьесы – интрады.
В оперный оркестр безвентильные трубы введены в 1607 году К. Монтеверди – в фанфаре из 5 самостоятельных партий в увертюре (токкате) к опере «Орфей». В 17 веке наиболее распространёнными были трубы in D и in С, позднее использовалась труба in В, канал которой был вдвое длиннее, чем у современной трубы, она имела диапазон с – е3 (по записи). Для использования натуральной трубы в различных тональностях применялись добавочные кроны. В 18 – начале 19 вв. чаще использовались труба in F, имевшие добавочные кроны in E, Es, D, Des, С, понижавшие основной строй на интервал от 1/2 до 2 1/2 тона; для перехода в более низкие тональности – Н, В – составлялись комбинации из нескольких добавочных крон.
Для расширения натурального звукоряда на старинной трубе применялись т. н. закрытые звуки, образовывавшиеся при введении руки в раструб для его прикрытия, – приём, значительно изменяющий качество звука и придающий ему глухой и «сдавленный» характер. С конца 18 века известна напоминавшая тромбон труба с кулисой, снабжённой коротким коленом (раздвигалось рукой исполнителя и возвращалось в первоначальное положение пружинным механизмом).
В 1801 году венский трубач А. Вейдингер сконструировал трубу с клапанами (изготовил мастер Райдль). В 1816 году появились трубы с хроматическим звукорядом, снабжённые помповым (пистонным) либо вентильным механизмом. Эти трубы вскоре полностью вытеснили безвентильные; изготавливались в основном in F, Es, D, С.
В современном симфоническом оркестре применяются трубы in В (хроматический диапазон е – с3; общая длина без мундштука – 465-470 мм) и in С (звучит тоном выше, имеет более резкий и открытый тембр); всего в состав оркестра обычно входят 2-3 трубы (изредка используется до 5 партий – у Г. Малера, А. Н. Скрябина и др.). Труба применяется в духовых, джазовых и в эстрадных оркестрах. Нотируется в скрипичном ключе, без ключевых знаков, на тон выше действительного звучания (in В). Пишется в партитуре между партиями валторн и тромбонов. Труба используется и как сольный инструмент.
Разновидности труб – малая (пикколо; на квинту выше сопрановой), альтовая (введена Н. А. Римским-Корсаковым; на большую терцию и чистую кварту ниже сопрановой), басовая труба (введена Р. Вагнером) – in Es, in D, in С, in В.